Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

☦ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ КОСОГОРЫ Б-БЕРЕЗНИКОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.☦

САЙТ СОЗДАН ПО БЛАГОСЛАВЛЕНИЮ БЛАГОЧИННОГО Б-БЕРЕЗНИКОВСКОГО РАЙОНА ПРОТОИЕРЕЯ ВИТАЛИЯ КУЗЯНОВА.

История храма

 

В жизни крестьян д. Новые Кергуды немалое место занимала религия. Эрзяне долгое время верили в языческие божества. Мировоззренческой основой этноса было язычество. С принятием христианства в XVIII веке в Косогорах постепенно воцаряется христианский культ. Но ещё долгое время верующие люди Иисуса Христа олицетворяли с Нишке-пазом (верховный бог). И тем не менее православие прочно, раз и навсегда вошло в духовный мир жителей Косогор. Из христианских святых в селе наиболее любим и особо почитаем святитель Николай, в честь которого названа  Никольская церковь (отсюда второе название села). AltAltС принятием христианства косогорская мордва организовала отдельный приход с Никольской церковью. В 1857 году прихожане построили новую холодную деревянную церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, а в 1862 году – вторую, тоже деревянную, теплую, в честь Казанской иконы Божией Матери.  В 1900 году оба храма сгорели; приход возвел временный храм (молитвенный дом), поименованный в честь Казанской иконы Божией Матери. 

В 1903-1910 гг. в селе была построена большая каменная церковь. Престольным праздником в Косогорах был день Святителя Николая Чудотворца (22 мая). Предание гласит, что однажды во время этого праздника в селе случился пожар, и большая часть домов сгорела. После этого престольный праздник перенесли на 19 декабря. Церковь назвали в честь праздника - Никольская. Место под строительство храма выбрано не случайно. Именно здесь были похоронены первые поселенцы, именно здесь стояла в старину часовня. "Радетелем и патриотом села был Калинник Иванович Сарайкин, который явился инициатором строительства в селе архитектурного шедевра в новорусском стиле - Никольской церкви. Фамилия Сарайкины произошла от тюркского слова. Богатый крестьянин, он большую часть своего состояния вложил в строительство Никольской церкви. По словам старожилов, Калинник Иванович родился в семье зажиточного крестьянина и рано стал помогать отцу. К 18 годам он перенял от него все навыки ведения хозяйства. И тоже сколотил большое состояние. Была у него большая мечта - построить в селе школу или храм. По настоянию отца он стал строить церковь. Строительным материалом служил и кирпич, и дерево. Прочный кирпич из местной глины производили на заводе, тоже принадлежавщем Калиннику Ивановичу, а воду использовали чистую, родниковую. Печи для обжига стояли на реке Семилей. За косогорским кирпичом приезжали и из окрестных сёл, ведь он соответствовал по тем временам мировым стандартам. Технологию изготовления мастер держал в секрете. Кирпич не мокнет, не крошится, до наших дней сохранил первоначальную форму и цвет. Сторожилы говорят, что в раствор при кладке добавляли сырые яйца. Лес для строительства выделил сельский богач М. Г. Рогачёв.

Большим событием для сельчан явилось установление креста на высокой колокольне. В тот день у церкви собралась огромная толпа, пришли жители всех близлежащих деревень. Кованный вручную медный крест было поручено установить отцу и сыну Лёвкиным. Это была большая ответственность и честь. По деревянным блокам на 40- метровую высоту поднялся сначала 18-летний сын Ивана Лёвкина. Толпа в напряжении следила за происходящим. Женщины и дети стояли на коленях и молились. Оказавшись на самой вершине, от волнения и страха у парня закружилась голова, помутился рассудок. Он спросил отца: "А в какое отверстие насадить крест?" Отверстие было одно. Отец понял, что с сыном произошло неладное, и полез устанавливать крест сам. С тех пор парень остался душевнобольным, до конца жизни так и не оправился.

Косогорская церковь славилась по всей округе своей красотой, величием. По облику Никольская церковь красивая и торжественная. Высота здания 41 метр. В плане храм имеет форму прямоугольника с примыкающей к нему колокольней. Венчают храм глава со шлемовидным куполом и шатёр колокольни. На колокольне было установлено 9 колоколов разного размера. Самый большой колокол весил 15 пудов. Его звон был слышен за 15-20 километров. Каждый из колоколов рождал прекрасную мелодию, а сливаясь в один голос, они рождали ни с чем не сравнимый звук.

Калинник Иванович заказал проект церкви и начал её строительство, пригласив лучших мастеров того времени. Косогорскую церковь отличают от других необычные архитектурные решения. Она до сих пор потрясает своей красотой и торжественностью. Внутри стены храма были богато расписаны приглашёнными из Пензы художниками. Небольшие фрагменты росписей сохранились до наших дней. По рассказам очевидцев, в церкви был прекрасный иконостас. Иконы тоже были заказаны художникам-иконописцам. Под куполом висела позолоченная люстра, подаренная зажиточным крестьянином. В ней размещалось более 100 свечей. По праздникам в церковном хоре пело примерно 30 певчих, в будни - человек 10. Это Пантелей Ильич Пьянзин, Сергей Герасимович Сарайкин, Николай Кузьмич Радайкин, Лидия Кузьминична Радайкина, Фёдор Илларионович Марескин, Клавдия Ивановна Деркаева и др. Звонарём в церкви служил Афанасий Максимович Костромкин. В памяти народа остались имена косогорских мастеров, строителей храма. Это А. Занкин и его сыновья Николай и Никифор, Матвей Деркаев, Антон Алексеевич Марескин и другие. В храме проводились все обряды. Особенно красиво проходил обряд венчания, смотреть его собирались многие. И в будни, и в праздники в храме шли богослужения. В будни церковь посещали пожилые и дети, а в праздники шли и молодые, и пожилые. Одевали косогорцы на себя всё самое лучшее, потому что сам процесс посещения церкви был для людей праздником. Рядом с церковью была построена часовня. Здесь ночевали приезжие продавали свечи, крестики, просфоры. 

По рассказам старожилов, первым священником был Павел Петрович Лебедев. У Павла Петровича была большая библиотека, где находились произведения А.С, Пушкина, Н.В,Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского. Все жители деревни, кто был грамотным, пользовались его библиотекой. Грамотными и воспитанными были его дети. Высокообразованный человек, строгий и требовательный, Павел Петрович и его семья пользовались большим авторитетом среди односельчан.    

На легендарном крейсере "Аврора" провёл всю свою службу А. Д. Деркаев. Его называли "мордовский Магеллан". До конца жизни ему хватило впечатлений и рассказов о том, что видел, узнал, что пережил во время службы. Бывший матрос был человеком грамотным, и односельчане избрали его церковным старостой. Все годы он вёл летопись села. Регистрировал в своих записях новорождённых, умерших. Записывал, какие стихийные бедствия терзали людей, сколько было пожаров, какими болезнями болели. Он и раньше был человеком верующим, а после службы в армии стал ещё более религиозным: строго соблюдал посты, по пятницам вообще не принимал пищи. Имел хоть и небольшую, но библиотеку - редкость по тем временам" ["Присурские вести", К. Николаева].

 С установлением советской власти ситуация в Косогорах изменилась. Началась борьба с религией. Когда в 1921 году в Поволжье разразился голод, Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Из Никольского храма стали изымать всё, что представляло хоть какую-нибудь ценность. В церкви хранились награды Георгиевского кавалера Пантелея Егоровича Николаева. Пантелей Егорович - участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., был награждён Георгиевским крестом, именной шпагой и кисетом, вышитым золотом. В 1922 году священник пришёл к Николаевым домой и попросил, чтобы они забрали реликвии т. к. на церковь начались гонения. В 1934 году церковь была закрыта. Были сняты и сброшены колокола. Старожилы вспоминают, что когда сбрасывали 15-пудовый коолокол, его звон оглушил всё село. Колокол треснул и вошёл в землю наполовину. Всю утварь конфисковали. Сельчанам удалось спрятать и сохранить до наших дней несколько икон. Храм превратился в колхозный склад. Во время Великой Отечественной войны и после в нём хранили зерно. Калинник Иванович, узнав о раскулачивании, в годы коллективизации вынужден был покинуть родное село. Спасая семью, он уехал в Новосибирскую область. Но он всегда думал о родном крае, сильно тосковал на чужбине. И однажды приехал из далёкой Сибири. Приехав, Калинник Иванович в первую очередь пошёл к храму. Поцеловал четыре угла, поклонился каждой стороне три раза, сняв головной убор, долго стоял на коленях у входа. Потом на лошади проехал по всем улицам села, набрал горсть земли в кисет и уехал. Так Калинник Иванович простился со своей родиной навсегда.          

Косогорцы гордились своим храмом, этим красивым архитектурным сооружением. Вот почему и сохранилось так много хороших воспоминаний о том времени, вот почему с такой любовью и благоговением старые люди, кто ещё помнит, говорят о Калиннике Ивановиче и тех предках, которые воздвигли этот храм. Попытка восстановить церковь была сделана в 1995 году. У жителей села было большое желание воссоздать прежнюю красоту Никольского храма, но средств для этого не оказалось. Так и стоит разваливающийся храм в центре села доныне, напоминая современному поколению косогорцев о вечных ценностях, об односельчанах, прославивших в старину наш край" ["Присурские вести", Е.В. Круглова].   

История храма